В идеальном мире вы вообще не ищете работу, она сама вас находит.
Но если вы испытываете подобные трудности с поиском работы:
- вы хотите найти или сменить работу, прошли несколько собеседований, но вас не берут
- на каком-то из этапов у вас проблемы: например, на ваш отклик на вакансию вам шлют отказы или просто молчат, или вы не проходите собеседование с HR или техническое интервью
Как работает воронка при трудоустройстве
Думаю, многие слышали о воронке продаж - это мощный инструмент для увеличения продаж. Воронка продаж похожа на перевернутую пирамиду: на самом верху - входящий поток клиентов, которые пришли по вашей рекламе на сайт, внизу - количество клиентов, которые сделали заказ. "Между" воронка делится на этапы, например: клиент просмотрел товары, добавил товары в корзину, перешел к оформлению покупки (этапы могут быть разными в зависимости от конкретного бизнеса).
У HR, которые вас нанимают, тоже есть своя воронка, она называется воронка "найма" или воронка рекрутинга.
Я аналитик, и как аналитик я люблю все оцифровывать и структурировать. Я решила применить аналогию воронки продаж к поиску работы и назвала ее "воронка трудоустройства".
В воронке трудоустройства я выделила такие этапы:
- отправка резюме на вакансии
- звонок от HR
- первое собеседование с HR
- техническое интервью
- оффер
От этапа к этапу воронка будет сужаться: где-то вам не подошла компания, где-то вы не подошли. Чтобы увеличить свои шансы на трудоустройство, с воронкой нужно работать.
На начальном этапе в зависимости от своих навыков прикидываем, сколько откликов на вакансии нужно отправить, чтобы дойти до оффера хотя бы от одной компании. У каждого это может быть свое число. Но как правило, чем меньше у вас опыта, знаний и навыков самопрезентации (что немаловажно!), тем больше должна быть воронка вверху.
В чем сила воронки? В том, что вы можете видеть "проблемные" места и влиять на каждый из ее этапов.
Как работать с воронкой?
- Расширить "верх" воронки, увеличив количество откликов на вакансии. Это самый простой вариант. Например, вы откликаетесь ежедневно на 10 вакансий, но вам поступает мало звонков от HR, а собеседований еще меньше. Тогда нужно увеличить количество откликов на первом этапе. Например, откликаться на 30-40 вакансий в день (где найти вакансии для ежедневного отклика - это тема для другой статьи).
- Расширить "проблемный этап", устранив имеющуюся проблему. Вы выявляете проблемный этап и саму проблему и работаете над ней. Например, вы откликаетесь на 30-40 вакансий ежедневно, но не получаете ни одного звонка от HR, либо таких звонков мало. Значит ваше резюме "не вкусное" для HR и стоит поработать над ним. Или звонков много, но дальше первого собеседования с HR вы не проходите, значит проблема в вашей самопрезентации и нужно поработать с ней. Если не проходите техническое интервью - как правило нужно подтянуть знания и навыки, либо также уверенность и самопрезентацию.
Воронка не была бы воронкой, если бы не цифры. Поэтому считать в данном деле - важно: на сколько откликаетесь, сколько было звонков от HR и тд. То есть вы записываете цифры по каждому этапу.
Какая польза от воронки и цифр?
- Снижается тревожность. Представьте, отправили вы в 10 организаций и ждете, что вам ответят. Можно ждать и не дождаться, подумать, что вы еще недостойны и дальше работать на ненавистной работе. А представьте, вы отправили в 200 компаний и вам ежедневно идут звонки от HR? Вам все равно будет, что какая-то компания N вам отказала.
- Вы повышаете свои шансы получить оффер в разы
- По сути управляя воронкой, вы сами управляете процессом своего найма, а не потенциальный работодатель. В такой позиции именно вы выбираете, а не только выбирают вас
- Каждое новое собеседование вы можете использовать как тренировку, с каждым новым собеседованием ваши шансы будут повышаться (если при этом вы будете постоянно извлекать выводы и уроки)