ДЕНЬ 1
Организуем сбор данных
Привет! Я Макс, старший веб-аналитик в компании. И я буду твоим наставником на протяжении всех 5 дней. Добро пожаловать к нам в агентство на пятидневную стажировку!

Это будет увлекательно, но не легко, поэтому запасись терпением.

За 5 дней ты:
  • совместно со мной разберешься в 5 задачах, которые решает аналитик
  • поймешь, нравится ли тебе аналитика и хочешь ли ты заниматься ей дальше
  • получишь список навыков, которыми должен обладать аналитик и бесплатных курсов для их получения

Программа 5 дней:


Макс
Старший веб аналитик
Перейдем к делу!

Знаешь ли ты, кто такой веб-аналитик?
Веб-аналитик - это специалист, занимающийся сбором и анализом информации о посетителях сайта и их поведении.
Таким образом веб-аналитик:

  • Отвечает за то, чтобы статистика на сайте собиралась корректно. Это очень важно, ведь если мы имеем перед собой искаженную статистику, значит и выводы из нее будем делать неверные. Неверные выводы приведут к неправильным решениям. А неправильные решения могут привести к потере прибыли.

  • Ищет проблемы, препятствующие росту конверсии, точки роста эффективности работы сайта.


Слышал ли ты о таком понятии, как data-driven?
Конечно правильный первый ответ - решения нужно принимать, опираясь на анализ данных, а не на интуицию и личный опыт
Правильно настроенные системы веб-аналитики - залог верных решений.
Каждый специалист использует в своей работе различные инструменты. Для аналитика это Google analytics, Яндекс Метрика, Google Tag Manager, Язык запросов SQL, базы данных (Postgre SQL, Google Big Query и тд), языки программирования и тд), CRM-системы, системы коллтрекинга, рекламные кабинеты, системы для построения дашбордов (Power BI, Data Studio и тд) и даже Excel.

Как видишь, чтобы быть аналитиком, нужно изучить много "технических моментов". Но не переживай, тебе не нужно сразу учить все инструменты. Для начала нужно погрузиться в азы. Кроме того многие инструментам похожи между собой (за исключением некоторых отличий) и зная одну, ты без труда изучишь другую, часто это происходит уже в работе. Также практически ко всем инструментам есть подробные инструкции и много статей в интернете.

А еще я совсем не технарь, я гуманитарий, но теперь работаю аналитиком. Поэтому если у тебя также - то знай, все возможно. Главное, чтобы тебе нравилось.

Ну а пока мы разговаривали, аккаунт-менеджер Кристина прислала задачу. Давай посмотрим?
Привет! Меня зовут Кристина, рада познакомиться. Я аккаунт-менеджер в нашем агентстве. Я - как связующее звено между клиентом и командой агентства. Если вкратце - то я общаюсь с клиентом, а потом ставлю задачи команде.

Добро пожаловать к нам! Надеюсь, эти 5 дней пройдут для тебя с пользой, не важно при этом, захочешь ты дальше развиваться в аналитике или нет.

Но время не ждет и у меня есть для тебя первое задание.

К нам только что пришел новый клиент - сеть кофеен Supa Coffee. Они запускают сайт по продаже франшизы кофейни. Полный лендинг можешь посмотреть тут.

Через 3 дня мы запустим рекламу, поэтому сейчас задача - настроить на этом сайте веб-аналитику, чтобы собирать статистику. Пока можно только в Метрике. Особенно нам нужна цель на отправку формы.

Если будут вопросы - пиши, с радостью отвечу!


Кристина
Аккаунт-менеджер
Как решить эту задачу? С чего начать? Сейчас все разберем!
Но сначала хочу спросить, как думаешь, к какой части работ аналитика относится эта задача?

Макс
Старший аналитик
Задача "настроить на сайте аналитику" относится ...
Настраиваем аналитику на сайте мы для того, чтобы статистика по посетителям собиралась корректно
Как ранее уже обсуждали, корректно настроенная веб аналитика позволяет получать точные данные о посетителях и целевых действиях. Если данные не точные, то им нельзя доверять и принятые на основе их решения будут неверны.

Перед тем, как принимать решения, основанные на данных, нужно эти данные собрать. Для этого и существуют системы веб аналитики, такие как Яндекс Метрика или Google analytics.

Чтобы системы аналитики работали корректно, их нужно правильно настроить и периодически проверять настройки.

Чтобы настроить корректный сбор статистики о посетителях, нам нужно выполнить несколько пунктов.


Макс
Старший аналитик
Настраиваем сбор статистики
Делаем карту целей и событий, которые мы хотим отслеживать
Устанавливаем счетчики веб-аналитики на сайт
Делаем основные настройки счетчиков
Настраиваем цели и события из карты целей
Проверяем, корректно ли отслеживаются настроенные цели и события

Карта целей - это наш помощник, с помощью нее мы структурируем информацию о целях.

Как составить карту целей?

Для этого нужно ответить на вопрос, какие действия посетителя мы хотели бы отслеживать на этом сайте?

Мы настраиваем статистику для сайта франшиз Supa Coffee. Сайт очень простой, да и Кристина уже сообщила нам, что их в первую очередь интересует цель на отправку формы, поэтому ее мы и будем настраивать.

Обрати внимание, что это будет не просто нажатие на кнопку "Отправить заявку", а именно отправка формы, когда все поля заполнены и данные успешно отправлены нам. Мы могли бы сделать и нажатие на кнопку "Отправить заявку", но в таком случае, если посетитель не полностью заполнит информацию - форма не отправится, а цель сработает. Это будет означать, что данных по цели будет больше, чем есть на самом деле.

Какую еще цель из перечисленных можно сделать на сайте?
На самом деле можно отслеживать любую из этих целей. 
Но нам может пригодиться в данном случае клик по кнопкам "Отправить заявку"
Отслеживать на сайте можно все, что угодно, если это нужно и имеет цель. Это могут быть клики по кнопкам, просмотр видео, показ баннеров, покупка, добавление товара в корзину и многое другое.

Есть цели-макроконверсии, как отправка формы.

А есть цели-микроконверсии, как нажатие на кнопки "Оставить заявку". Данные по этим целям могут пригодиться для оптимизации рекламных кампаний.

Вот мы и определили, список того, что нужно настраивать. Эти цели и события мы настроим и будем отслеживать их с помощью счетчиков веб-аналитики и увидим их в отчетах.

И можем перейти ко второму пункту - установке счетчиков веб-аналитики на сайт.

Система веб-аналитики - это по сути набор отчетов, которые помогают клиенту и агентству принимать решения, основанные на данных.
Чтобы системы веб-аналитики заработали, на сайт нужно установить код счетчика. Для этого регистрируемся в Яндекс Метрике и заходим в настройки.

Чтобы установить счетчик на сайт, нужно написать разработчику простое ТЗ: отправить код из настроек Яндекс Метрики.
После установки мы можем приступать к основным настройкам Яндекс Метрики и настройке целей.

Так как в нашем случае сайт простой, все события и цели простые, а наш клиент устанавливает только Яндекс Метрику, настройка будет проводиться в самом интерфейсе метрики.

Альтернативный способ без привлечения разработчика - настройка событий, целей в GTM (менеджер тегов от Google), код которого разработчик 1 раз устанавливает на сайт, а затем мы уже через GTM устанавливаем любые нужные нам цели и события, как в Яндекс Метрике, так и в Google analytics.

Звучит немного сложно для первого раза, но поверь, по мере того, как ты будешь разбираться, все станет ясно и просто!
Давай повторим, выбери правильные утверждения
Правильный ответ: Яндекс Метрика и Google analytics - это системы веб аналитики,
GTM - это менеджер тегов
Настройка самого счетчика Яндекс Метрики находится в "Настройках" и включает простые элементы: настройку часового пояса, адреса сайта, валюты и тп. А также вы можете тут же подключить автоматические цели, вебвизор и карты, электронную торговлю, контентную аналитику.

Если включить функцию "Автоматические цели", то Яндекс Метрика будет создавать их сама. Однако создаются не все цели, а также на некоторых сайтах будут препятствия для создания таких целей, либо для корректной статистики по этим целям. Поэтому мы создадим цель вручную.

Переходим в раздел целей, нажимаем Добавить цель.
Открывается окно для создания цели.

Называем нашу цель. Например Отправка заявки на коммерческое предложение.

Выбираем тип цели.
У нас есть на сайте определенная форма, которую клиент должен заполнить, а затем нажать на кнопку "Отправить заявку". чтобы данные отправились.

Поэтому в нашем случае мы хотим отслеживать именно успешную отправку заявку, когда данные отправились. В Метрике уже есть такой тип цели, поэтому следующим шагом будет выбрать его.

На следующем шаге нам нужно выбрать какую-то конкретную форму, либо все формы сразу. Сейчас у нас на сайте всего одна форма, поэтому мы можем выбрать все формы.

Также можно назначить доход по цели, но в нашем случае это неактуально.

Метрика сама определит формы (в нашем случае форму) и будет отслеживать события через нее.

Поздравляю, мы сделали цель! Нажимай на кнопку "Добавить цель"

Какой тип условия ты выберешь, если нужно отслеживать
клик по кнопке "Оставить заявку" на сайте Supa Coffee?
Конечно Тип условия "Клик по кнопке"!
Но не торопимся радоваться, нам нужно еще проверить цель, действительно ли она будет работать и данные по ней отображаться в статистике.

Как проверить цель? Первую цель в счетчике проверить просто - переходите на сайт, совершаете действие (в нашем случае нужно заполнить форму) и через некоторое время (минут через 20-40) смотрите в отчетах, отображаются ли данные по этой цели в отчетах.

Например, перейти в раздел "Конверсии". Если по цели нет данных - это значит, что цель не срабатывает, настройка некорректна.

Если настроено корректно - появятся данные по этой цели.
А вообще есть и другие способы проверки цели.

Рекомендую почитать о проверке с помощью Яндекс Дебаггера.
Поздравляю тебя! Мы справились с задачей настройки аналитики: установили счетчик Яндекс Метрики на сайт, сделали основные настройки счетчиков, а также настроили нужную нам цель!

Теперь пришла пора подвести итоги и разобраться с тем, что нужно изучить, чтобы разобраться в системах веб аналитики детальнее.



Макс
Старший аналитик
Главное, что нужно запомнить, что решения в бизнесе нужно принимать, опираясь на анализ данных, а не на интуицию и личный опыт.

Системы веб-аналитики помогают принять решения, основываясь на данных. Поэтому важно, чтобы данные собирались корректно. Ведь если данные будут собираться некорректно, то data-driven подход не сработает.

Поэтому важная задача аналитика - это правильно настроить системы веб-аналитики, а также переодически проверять их корректность.
Дополнительная информация для изучения:

Информация от самой Яндекс Метрики: Школа Метрики, а также Справка. Они дают базовое понимание системы, кроме того вы можете сдать тест на получение сертификата. Кстати, тут находится демо счетчик Яндекс Метрики.

Кроме Метрики есть еще Google analytics, разобравшись в одной системе веб аналитики, вы без труда разберетесь в другой. Вот тут обучение от Google по Universal analytics и новой Google аналитика 4. Демо счетчик тут.

Еще есть такая штука как GTM (Google tag manager), через него можно настраивать все системы веб аналитики.

Обычно базы бывает достаточно, чтобы стартовать настройку аналитики. Но в процессе любой работы будут возникать вопросы, для решения которых можно обращаться к статьям в интернете. Чаще всего там есть все ответы. Также можно задать вопросы в чате в интерфейсе самой Метрики.
Для примера мы взяли самый простой случай: самый простой лендинг и простой способ настройки - напрямую через Метрику.

Чаще всего бывают какие-то более сложные схемы настройки. Но сложное не бывает без простого. Мы всегда идем от азов к более сложному, иначе никак.


Насколько интересной была эта задача для тебя?
Спасибо!
Понятна ли была задача?
Спасибо!
Made on
Tilda