День 3
Большой ДРР
Привет! Я к тебе с проблемой. 21-22 числа у нас получился очень большой ДРР. В контекстной рекламе вырос ДРР примерно с 19-ого числа. 21 - 22 мая был скачок ДРР до 200 % (обычно до 40% максимум ). Нужно разобраться в причинах этого скачка до встречи с клиентом. Кстати, прикрепляю табличку, в которой есть инфа по ДРР.

Даша
Аккаунт-менеджер
Привет!) Ничего себе день начался!

Чтобы решить задачу Даши, для начала разберемся, что такое ДРР и почему плохо, что он большой.

ДРР - это доля рекламных расходов, показатель, отражающий отношение рекламных расходов к доходам от этой рекламы (ДРР = Расходы на рекламу / доходы * 100 %). Чем больше доля расходов в доходах, тем хуже. Если ДРР более 100 процентов, это значит, что затраты на рекламу превышают расходы, что конечно же нам не нужно.

ДРР - одна из метрик, по которой оценивают эффективность рекламы.

Макс
Старший аналитик
Какой ДРР лучше?
Чем ниже ДРР, тем лучше. Поэтому ответ - 33%
Нам нужно раскопать причины, почему так получилось и только раскопав причины, мы можем устранить их и не повторять в будущем.

У нас есть таблица, которая подтверждает рост ДРР в определенные дни.
Мы видим, что пика ДРР достиг 22, 23 и 26 мая.

Почему так произошло? Причин может быть масса.

Обычно я накидываю гипотезы, почему так может быть, а затем их проверяю с помощью инструментов веб-аналитики.

Подумай сначала самостоятельно и накидай свои гипотезы.

А я нарисую "дерево метрики ДРР", в котором отображу, что именно влияет на ДРР. И тебе рекомендую также делать в любой ситуации, чтобы детально разобраться в связях между метриками.
На схеме видно, что на ДРР влияют доходы и расходы на рекламу (вспоминаем формулу ДРР = Расходы на рекламу / доходы * 100 %).

На доходы в свою очередь влияет средний чек и количество продаж (так как формула Доходы = количество продаж * средний чек).

Какие можно сделать выводы, глядя на дерево метрик?
  • Если уменьшатся доходы, то увеличится ДРР
  • Если уменьшится количество продаж, то уменьшатся доходы, а значит увеличится ДРР
  • Если уменьшится средний чек, то уменьшатся доходы, а значит увеличится ДРР
  • Если увеличатся расходы на рекламу при сохранении прежних доходов или их уменьшении, то увеличится ДРР

Расходы на рекламу +/- были одинаковые, поэтому в данной задаче мы их оставим "за бортом".

Для примера в данной задаче будем проверять гипотезу, что снизилось количество транзакций и если она подтвердиться, то выяснять причину снижения. Причин может быть много, но 2 основные, которые проверим:
  • что-то не так с нашей рекламой
  • что-то не так с сайтом
Для анализа будем использовать инструменты веб-аналитики:
  • Google analytics
  • Яндекс Метрику (а именно принадлежащий Метрике инструмент Вебвизор)
Посмотрим глобально, снизилось ли количество продаж в указанный период.
Для этого обратимся к Google analytics, а именно к отчету Источники трафика - Источник канал и выберем отображение на графике "транзакции".

Действительно, количество транзакций начало снижаться примерно с 21го мая.
Гипотеза подтвердилась! Теперь осталось найти причину снижения.
Сейчас мы смотрели в общем по всем источникам. Но возможно на такое снижение повлиял какой-то конкретный источник? Ну например, платная реклама в Яндекс Директе, В контакте или в какой-то другой рекламной системе. Если это так, то значит "что-то не так" с нашей рекламой.

Чтобы это выяснить, нужно посмотреть снижение по конкретным источникам.
Мы выбираем Яндекс Директ (yandex / cpc) в качестве источника и смотрим на график. Примерно с 21го мая было снижение.
Чтобы исключить (или подтвердить), что причиной снижения продаж является наша реклама (то есть платные источники), посмотрим источники органические.

Органические источники - это простой поиск в яндексе или google, когда пользователь ищет какой-то товар и находит наш сайт. За такой поиск мы ничего не платим.

Мы выбираем в качестве источника органический поиск яндекса (yandex / organic) и видим, что в поиске произошло точно такое же снижение продаж.

Значит гипотеза, что снижение продаж может быть связано с нашей (платной) рекламой не подтверждается.


Т.к. гипотеза с источником не подтвердилась, ищем дальше.

Воспользуемся одним из отчетов Google analytics - это отчет в разделе "Электронная торговля", называется "Анализ поведения покупателей".
Надо сказать, что он будет у вас только если вы установите на сайте электронную торговлю.

Можно выбрать 2 периода и сравнить поведение покупателей в эти 2 периода. Для этого мы выбираем "проблемный" период с 20 по 29 мая и сравниваем с предыдущим периодом 10-19 мая.

Что очень сильно и сразу бросается в глаза? То, что количество сеансов (см "Все сеансы") даже немного выросло (на 1,75%). Но при этом произошло сильное снижение сеансов с оформлением покупки (на 17,52%) и сеансов с транзакциями (на 19,63%).

В чем может быть причина такого снижения сеансов именно начиная с этапа оформления покупки?
Правильный ответ - это могло произойти из-за проблем с оформлением покупки на сайте.
Действительно, после проверки отчета "Анализ поведения покупателей" возникает гипотеза, что были какие-то проблемы на сайте.

Но как еще больше удостовериться, что они действительно были, а также понять, какие именно?

Чтобы "отловить" баги можно использовать вебвизор.

Вебвизор - это инструмент Яндекс Метрики, с помощью которого можно просматривать записанные сеансы посетителей.
Но для начала лучше сегментировать пользователей с помощью системы фильтрации и уже дальше смотреть нужные сегменты. Например, в нашем случае можно посмотреть отдельно тех, кто достиг цели (в нашем случае покупки) и тех, кто не достиг цели.

Также стоит выбрать именно тот период, который нас интересует для анализа.

Далее отсматриваем записи выборочно и отмечаем, какие проблемы возникали у посетителей. Если посетителей и записей большое количество - то не нужно анализировать все, как правило, если проблема действительно была, то чаще всего она обнаруживается уже после просмотра нескольких записей.
В нашем случае самым распространенным "багом" (неполадкой) было то, что у многих посетителей не работала кнопка "Начать оформление". Пользователи жали на нее несколько раз, но переход к оформлению заказа так и не происходил и пользователи закрывали страницу. Причем эта проблема наблюдалась несколько дней и совпадала с днями с высоким ДРР.
Итак, мы справились с задачей. Выяснили причину высокого ДРР.
Почему ДРР повысился? Потому что упало количество продаж, а упало оно потому что на сайте были баги.

Ты молодец! Теперь можно и отдохнуть, ведь впереди у нас осталось еще 2 насыщенных дня).

Макс
Старший аналитик
А напоследок дам материал для изучения:

Показатели для оценки эффективности рекламной кампании



Насколько интересной показалась тебе эта задача?
Спасибо!
Понятна ли была задача?
Спасибо!
Made on
Tilda